ГЕРМАНСКИЕ И АЛАНО-ДРЕВНЕБОЛГАРСКИЕ РУНЬІ

 

 Вернемся к германской рунической традиции. Была речь что у германцев, руны появились внезапно в 2-3 в., как письмо очень отличное от латинского, которое не может быть возможным первоисточником. Версия что германские руны наследники венетского, этрусского письма, тоже нереальна, потому что оно не использовалось более 600-700 лет. Его наследница стала более практичная латинница. Из сделанного анализа письменностей, мы увидили что были сходства между футарком и алано-древноболгарским письмом. Как мы увидим из сравнения в таблице, совпадений достаточно много, чтобы определять их как случайность. 

Есть ли сведения об контактах сармато-алан и германцев? Еще  В.Абаев  отметил  что  в  „Круге земном”, саге Сноури Стурлусона, рассказывалось как асы, мифические скандинавские герои, пришли из Причерноморских степей. Например в „Саге Инглингов” рассказывается: „Страна в Азии, расположенная на востоке из р.Танаксвил (р.Танаис-Дон), называется Страной асов. Ее столица Асгард, а  владетель – Один.”  Также сказано что внук Одина, Фроди воевал с римским императором Августом. Хронологическая граница событий относится к 1 веку.

Русский писатель В.Щербаков, еще в 80-тые годы 20-ого в., исследовал скандинавские саги и сделал вывод что асы являются сармато-аланскими племенами, которые заселили Причерноморье. Он изложил свои идеи в книге „Асгард, город богов”. Под нажимом гуннов, часть сармато-алан мигрировала на запад и смешалась с германскими племенами. Вероятно тогда, некоторые аланские племена проникли к скандинавам, и их предводитель Один превратился в мифический персонаж. Скандинавские саги про асов, показывают ясное воздействие аланского „Эпоса о Нартах”. Нарты, подобно скандинавским асам, являются богами-героями, непобедимые войны, они воевали с мифологичным врагов – великаном, как нарты – с агурами и великанами-уаиги. Наблюдаются и сходства некоторых персонажей. Например скандинавский Локи - точный двойник аланского Сирдона, Один - Батраза, Фрея - Сатане и т.д. Соседи асов, с которыми они  часто воеваевали называются  ваны.

В.Щербаков сделал некоторые ошибки. Он связал асов с Парфией и парфянами, потому что исходил от ошибочной интерпретации Парфии с китайского Анси (Аси). Также  неприемлимо его мнение о том, что ваны были жителями Урарту, от которых происходили венеты в Италии, а потом превратившиеся в  венедов – или славян. 

Идея об алано-гермаском контакте не чужда и западным авторам. Ф.Кардини, исследовал „Деяния данов” Саксона Граматика и сделал вывод что народ Одина первоначально обитал, на Кавказе на северных сопредельных территориях. По мнению Франка, согласно немецким преданиям, около 150 г.до н.э., вандалы и восточный народ асов были разгромленны Римом. Потом они мигрировали на север. Вождь асов назывался Один, после смерти его обожествили.

В 2001 г., тогда 87-летний исследователь Тур Хейрдал, организировал совместную норвежко-русская экспидицию, которая исследовала вероятный маршрут Одина, от Азовского моря до Скандинавии.

В прошлом это идея была разработана Шафариком и Вернадским. Г.Моргенстиерне  предполагал что асы Одина, были частью аланов Сангибана, которые после гуннского нашествия укрепились в Южной Галии, вокруг совр.города Орлеана и Алансона (остаток этнонима  алан). (ФГ-СЗИО)

Проф.Фритцлер тоже исследовал старые баварские хроники сделал вывод об вероятном раннем (1 в.) протоболгарском присуствие и участие в баварской этногенезе. На территории Паннонии в 4-6 в. существует стабильная болгаро-гепидская племенная сообщность, последние ее остатки мигрировали к лангобардам в Италию после 558 г. когда авары пришли в регион.

Согласно археологическим данным, в 3 в., в скандинавских болотных находках встречаются предметы и вооружение с восточным происхождением. Их немного но представляют серьозной интерес. Самые значительные предметы восточного происхождения являются магические „подвески” из болот Торсберга (Thorstoerg), Скедемоссе (Skedemosse) и Вимозе (Vimose). Здесь также большое колличество оружия и предметов быта.

В Ильдерупе, нашли самую большую находку этого типа - 15 000 предметов. Они попали сюда после четырех жертвоприношений, сделанных к периоду 200-400 г. н.э. Наличие известного колличества сарматского (аланское) вооружения показывает существувание контактов скандинавской и сарматских военных знатнных классов. Эти контакты начались в Карпатском бассейне (Паннонии) во времена Маркоманнских войн с Римом. (МП)

И еще один факт который подвердждает эту сармато-алано-скандинавскую миграцию в Норвегию указал Ганс Гюнтер. В Согне-фьорд, он описал особую этническую группу норвежцев, отличающихся  более темными волосами, мезо- и брахикранными типами (круглоголовыми типами). У них было предание что они являются дальними потомками, людей пришедших с Кавказа. (АШ-НЕК)

Византийские источники фиксируют переселение германского племени герулов с Балкан и Паннонии в Скандинавию, около 515 г.

И не на последнем месте, надо сказать, что согласно скандинавским легендам,  Один получил руны, как дар богов, для людей. Так что вполне реально что он заимствовал алано-древноболгарские руны, для германцев, которые на этой основе создали собственне письмо.

Интересны вопросы о соседях асов из скандинавских саг – ванов.  Асы/ванов можно связать с засвидетельстванными в китайских хрониках, двойных названий „старая, ханская” Янцай: Аланя и Уананшана/Вананшана, исходной территорией с которой алано-протоболгарские племена пришли в Восточную Европу. Аланя/Уананшана находилась между Аральским и Каспийским морями. Ваны идентичны унов Д.Преигета и масаха-хона, армянских авторов, или общности алано-хонских племен Дагестана и Воточного Кавказа.

 

 

 ТЮРКСКИЕ РУНЬІ

 

Надо рассмотреть вопрос о происхождении тюркской рунической традиции, потому что апологеты тюркской теории о происхождении протоболгар определяют протоболгарскую письменность как тюркскую руническую (при этом совсем  безоснований к этому).

В 1721-22 г. Месершмид и Сталенберг, шведы, которые после битвы под Полтавой, перешли на русскою службу, и первые увидели и описали тюркские рунические надписи в Минусинске. В 1729 г. Их записки и зарисовки опубликовал З.Байер. В 1899 г. Н.М.Ядринцев, открыл в долине р.Орхона (Монголии) древнетюркские надписи на надмогильных памятниках с сопровождающим китайским текстом. С помощью этой билингвы, датский ученный В.Томсен расшифровал тюркское руническое письмо. Оно состояло из 38 букв, пригоднных для написания на камне или дереве. Часть согласных имеют два варианта написания, в зависимости от гласных с которыми они вступают в слог. (РА-ИК-Р)

В.Томсен (1882 г.), считал что они производны арамейского письма, через пехлевийское и согдийское письмо. Советский ученный В.Лившиц  (которого „пантюркист” А.С.Аманжолов назвал „воинственный иранист”), предполагал возможный путь этой трансформации. Н.А.Аристов предполагал что тюркские руны возникли из более ранних тамгинных знаков. Е.Поливанов считал что во основе тюркских рун – стилизованные идеографские рисунки, возникшие под влиянием согдийского письма.

А.С.Аманжолов считал тюркское письмо очень древним, возникшее одновременно с финикийским и арамейским. Это несерьозно, потому что письменность бы возникла раньше чем появился ее этнос-носитель. Серьозные исследователи считают что подобные измышления и бездоказательнного твердения, являются проявлением  „тюркского” национализма,  в науке.

Согдийская теория считается самой аргументированной. Лившиц и Кляшторный указали на самую древнюю тюркскую надпись, т.наз. Бугутская стелла, из Северозападной Монголии, басейна р.Орхон  (570 г.), которая написана согдийским языком. Если у тюрок была бы собственая письменность, они были писали на ней, а не писали по согдийски с согдийсками буквам. Согдийцы сыграли большое влияние в І-вом Тюркском каганате. С.Г.Кляшторный указал, на Чойренскую надпись, из Южного Хангая, сделаную во время Элтериша-кагана (688-691г.), которая является самым ранним древнетюркским письменным памятником, с времени Второго Тюркского каганата.

Известно что уйгурская письменность возникла из  согдийской, с расспространением манихейства, а потом ее восприняли монголы и маньчжуры.

Согласно мнению Р.Готье, основа древнетюркской руники, был ранний вариант согдийской азбуки, известной как „старое письмо” с 4 в. Она состояла из 19 букв, из которых у 17 есть  звуковая соотвествия: `(алеф), β, γ, w, z, x, y, k, δ, m, n, s, p, č, r, š, t. другие два знака это „айн” которая означает конец слова и h – арамейское „хē”.

Готье подчеркнул что уйгурское письмо непосредственное продолжение согдийского. Самое древнее произведение, на уйгурском языке называется “Хуастуанифт” – Манихейская молитва для покаяния, датиранное С.Е.Маловым к 5 в. Уйгурская азбука состоит из 20 букв, 5 гласных и 15 согласных, 3 из 5 гласных обозначают 2 звука, так что гласные графемы передают 8 гласных звуков. Также 3 из согласных графем передают по 2 звука, 15 согласных букв отвечают  20 согласным звукам. Так что 20 графем передают 30 фонем. Уйгурские тексты пишутся вертикально, сверху внизу, и каждая буква пишется по разному, в зависимости где находится, в начало или конец слова. Махмуд Кашгари в 11 в., сообщает про уйгуров что они имели письменность, состоящую из 24 букв, но кроме нее  пользовали и другие знаки, подобные китайским. С.Кляшторний предполагает что речь идет об древнетюркских рунах. Уйгурские письменные документы находили в районе  Дунхуана и Турфана. Столетие после того, как Марваруди назвал уйгурскую письменость, как токуз-огузкая.

Древнетюркское письмо отличается от уйгурского. Оно тоже производно от согдиских букв, но после  значительных изменений. В 12 из общих 38 тюркских рун наблюдаются прямые связи с соотв.согдийской буквой. Много из тюркских рун было созданно потом, вследствии особеностей тюркской речи.

Дж.Клосон расширяет возможную первооснову и указал кроме согдийской, также пехлевийскую и кушано-бактрийскую письменности. Он считает что 12 из рун имеют согдийское происхождение, 4 – пехлевийский и у 11 открывается кушанобактрийские, т.е. “греческие” аналогии: o/u, b², d², из греческой  „капа”, g, y², l², n², r², t², s², z, γ, φ/ό – зеркальное  греческое η, а/е – из α. Согласно Клосону, руника возникла в начале как тайнопись, используемая первыми тюркскими посольствовами, в составе которых преимуществено были согдийцы, осуществляющие контакты с Ираном и Византией.

Согласно мнению Лившица, тюркская руника создана после  целесообразной обработки согдийского скорописного письма из 5-6 в., содержающее кроме, “старого согдийского письма”  которая была из 19 букв, еще 3 дополнительных - d, t, q, употребляемых в надписях из Пенджикента. (ВЛ-ПДРП)

Л.Н.Гумилев популяризовал ошибочную версию что у хунну была древняя письменность, после неверной интерпретации фактов. Китайское посольство Кан-Тайа, посетило Индокитай (Камбоджа, котороя в китайской географской традиции называется Фунан) в 245-250 г., и сообщает что письменность южного государства Фунан похоже на хунскую. А в Фунане употреблялось индийское письмо „брахми”. (ЛГ-Х,стр.79)  Это показывает что хунну, более точнее остаток из них – южных хуннов, восприняли „брахми” от тохаров. Это письмо гуннов употреблялось в очень ограниченной среде, потому что оригинальные хуннские надписи с тех пор неизвестны.

Китайские хроники сообщают что письмености тюрков произходят из букв народа ху, т.э. согдийцы. В „Повествованиях о тюрках” включенного в „Чжоу-шу”, говорится что они считали скот нарезами по деревьям, а письменностью и календарем не пользовались, но в конце изложения упоменяется что в ставке кагана использовали письменность, похожую на хусткую (т.э.согдийскую). В „Бей-ши” сказано что у тюрков было письмо „вен-цзи”. Так китайцы называли еще тохолскую (тохарскую) письменость. Например в описании владения Янци (Карашар) сказано что они пользовались письменностью „вен-цзи” или „боломен”. А „Тан-шу” уточняет что „боломен” это другое названия письменностью государства Тянчжи (Индия), т.э. предельно ясно, что это письмо “брахми” на котором писали тохары Восточного Туркестана. В „Вей-шу” сказано что китайские колонисты из Гаочана (вблиз Турфана) кроме китайского письма, исползовали и „боломен”, которое заимствовали от северных соседей Гаоче (Турфан), а гаоче заимствовали тохарский язык и „брахми” от более старых обитателей  – тохароязычного народа Чеши. (ЛБ-ПМЦГ,стр.97-98)

Мы видим, что в основе тюркских рун, стоит не некое  гипотетическое „хунское” письмо, а согдийская письменность и тохарское письмо – брахми, которое начало распространятся в  древнетюркской общности южнохунских племен, но в очень тесных кругах распространение, не выходящих за границы каганского обкружения. Процесс создания тюркских рун не был только прямым копированием, а был творческим развитием письмен соотвественно особенностям тюркского языка. Некоторые из рун построенные на идеографскомм принципе. Они представляют собой стилизованные рисунки. Например ,  произноситя  „ok” или „uk” - стрела. (Φzakıncı)  Символьт ↓, перед >, ↓, соответствует гласной „o” или „u”, может не призносится >, если  звуки „o” или „u” перед ↓, символом >  пишется.  (Orkun)  Символ , подобно символу , можно прочитать как отдельное слово. Это значение „Луна”. Так что в некоторых источниках  произносится „yay”, или тюркское слово для понятий „лук” (оружие). (Φzakıncı)   означает также ay  - Луна, месяц.  Символ  соответствует звуку „b”. Другой  его вариант . В начальной позиции символа, без гласной произносится „eb” или „be”. (Orkun) Символ  напоминяет дом кочевника – юрту, шатер, не только внешне, как рисунок, но и в произношении eb - юрта, в древнетюркском(Gφktόrk, Φzakıncı)  Руна  произноситя “iη”, и означает плен, потому что символизирует -   человек с выдгнутыми руками. В алано-древнеболгарском письме это  „х”. Руна   произносится как „е”, известна и в зеркальном варианте   связылась с челевеком показывающим что-нибудь в руке - . В тюркских языках „е” означает он, 1 л. ед.ч. Этой знак фигурирует  в алано-протоболгарском письме, тоже со звуковым значением – „йе”, в зеркальное отражение.  Руна  , произносится как „at” – конь и согласно  С.Кляшторному напоминает седло с ногами всадника. Руна I произносится „s” или „ş” „ш”, употребляется в сочетании гласных e, i, φ, ό. Связана с тюркского sόngόk – копье. Руна , произноситя как „еr” и „ar”, изображает человеческую фигуру, древнетюркское  ar – человек. Руна , читается как „s” и изображает дверь, в тюркских яз. „aşık”.  Знак , согласно Осман Недим Туна произносится как „art”, которое в древнетюркском означает горное ущелье. (по: semiotics and applied linguistics: semiotic elements in 'gφktόrk alphabet, автори: Gόlnihal Paksoy, Siray Lengerli)

В формировании древнетюркского письма, согласно Турчанинову оказало влияние и аланское (алано-древнеболгарское) письмо. Красноречивой пример в этом отношении является пресловутая дерервянная плита из Таласа. Открытая в 1932 г. в Киргизии. Сделаной из сосновой палки и в результате особеностей микроклимата сохранилась. Археолог М.Е.Массон датировал ее возраст не более 8 в., а С.Е.Малов – к 5-8 в. Согласно его мнения очень трудно определить ее руны как древнетюркские. Транскрипции Малова, Щербака и турецкий им коллега Оркун, серьозно различались. (займемся ее изучение чуть позже).

С.Е.Мавлов отметил подобные „талаские” руны со знаками из клада из Надь Сент Миклоша, а Щербак указал на близость донско-кубанского (алано-протоболгарского) письма.

Согласно А.Н.Кононова, обособляется одна группа т.наз. сирийско-тюркские надписы, у которых наблюдаются иранское языковое влияние, как и влияние сирийского, несторианского письма, на тюркские руны. Турчанинов открывает в таласких знаках, буквы подобные в несторианском и кубанском письмо. Текст алано(восточно-иранский)-тюркский, т.е. отражает период тюркизации ираноязычного населения Средней Азии. В таласской плите открываются следы, алано-древнеболгарских рун: „а” - , „ай” - , „ан” - , „е” - , „и”, „уи” - . Знак  - , в тюркских надписях произносится как “от”, и связывается с идеографическими изображениями  тюркского  ot  - трава, “у” - , “ут” - , “с” - , „м” - ,”н” - , „к”, „къ” „q” - и с условности, „г” - . (ГТ-ППЯНКВЕ,стр.89-96,прил.табл.ХХХІХ)

Мы видим что протоболгарская руническая письменость, не является разновидностью древнотюркской, а наоборот, у нее древнейшее происхождение от арамейских образцов письменности и сами алано-протоболгарские буквы стали образом, из которых древние тюрки и создали часть от своих рунических буквенных знаков.

Игор Кызласов допускает что рунические надписи из Маяцкого городища (донско-кубанская письменность), из Ферганской долины (исфаринская письмености) и район р.Сырдарья (ачикташское письмо), которое отличалось от классического древнотюркского письма, вполне реально может оказатся ираноязычным. Как тюркские надо определить только надписи т.наз. орхоноенисейские письмености (8-9 в.) и они не могут сравниватся с алано-протоболгарскими и волжскоболгарскими руническими надписями. Согласно его мнению еще в древности возникло два совершенно разлиных этнокультурных очагов развития евразийской рунической письмености. (ИК-РЭДБ-ТА1-2-2000,стр.5-18)  В м.октябрь 2007 г., в городе Казан, столица республики Татарстан, состоялась научная конференция -  „Средневековная Русь, Волжская Болгария и Северное Черноморья в контексте восточных русских контактов”. С интересом приняли доклад болгарской представительницы, доктор Веннского университета Христиана Милчева, которая говорила о связи древнеболгарской культуры с древнеиранской. Русские ученные Игор Кызласов (специалист древнетюркской  рунической письменности) и Юрий Моргунов, связали древних болгар с племенами т.наз. Ферганской группы (а это племена известные в раннем средневековье как усуни, юечжи, кушаны и эфталиты). Они считают, что известные протоболгарские рунические знаки не тюркские а похожи на древнеосетинское руническое письмо. (по: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,2825609,00.html )

Очень тяжело преодолеть старые догматические и ошибочные взгляды среди представителей академического сообщества, но как мы увидим, это не совсем невозможно.

 На карте Кызласова ясно ограничаются зоны орхоно-енисейской древнотюркской письменности, зона сырьдаринской и исфаринско-ачикташской письменности и зона алано-протоболгарского письма.

 

 

СЛАВЯНСКИЕ РУНЬІ

 

И для окончания вопроса о рунических письменостях, надо упомянуть о т.наз. „славянских рунах”.

Есть много несерьозных публикаций о древнеславянских письмах в стиле „фолк-истории» которые не основываются на реальных исследованиях. Древнеславянское письмо существовало, но в ограниченом распространении среди самых западных славянских племен, вендов, лютичей, вагров, обитателей о.Рюгена (славянское имя Руян). Большой набор из  славянских рунических надписей были найденны на металических идолах, в мелическом котле, на руинах языческого славянского святилища, до г.Ретра в районе Мекленбурга (Германия). Славянская Ретра была уничтожена в 1050 г. В науке существовал большой спор об аутентичности находок, еще со времени открытия и первые публикации начали появлятся в 18 в.

Славянское руническое письмо имеет позднее происхождение, не раньше 10 в. Западные славяне заимствовали руническую  письменность от соседних германских племен, только видоизменив некоторые из знаков. Арнкил и Клювер доказывают что первоисточником западнославянского „венедского” рунического письма, является датский вариант „младших рун”. Вопреки „упорных” опытов разных русских панславистов, (Валерий Чудинов, Сергей Ряпчиков) доказать наличие древнеславянского, доглаголического письма, у южных и восточных славян, до этого времени, следы из такой самобытной древности письмености нет. А.Платов сделал обобщение этих  надписей и восстановил эту германо-славянскую руническую  азбуку.

graf19.gifКак пример преднамеренного толкования могу дать пример с  „рунической надписью начерченный на игральной кости, из русского г.Полоцка, датированной в 13 в. (Мельникова, Седова, Штыхов 1983). С.Рябчиков читает ее как „вари”, из церковнославянского варяти, болг. варя, надварвам,  изпреварвам - приди прежде, упреди!. (© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА ИЗ ПОЛОЦКА - http://public.kubsu.ru/~usr02898/sl10r.htm ) На самом деле мы видим типичную скандинавскую руническую надпись, на „младших” шведско-норвежких рунах, читающийхся как  „катхи”,  - „к”,  - „а”,  - „тх”,  - „и” . Вероятное значения в старофризский ketha – сообщать, объявлять, kuth – знать, познавать, в связи с предназначением игральной косточки.